Фемистокл Басиас: главный банкир Москвы из коммуналки

Maximilian
4 min readMay 16, 2021

В истории, как все знают, античной Греции известный дипломат и реформатор Фемистокл. Мало кто знает то, что в прошлом российских финансов тоже отметился, как большинство из нас привыкло говорить, свой Фемистокл, хотя и меньше выдающийся, чем его греческий тезка.

Понтийский еллин Фемистокл Анатольевич Басиас родился в 1881 г. в Ростове-на-Дону и в юности прошел путь, частый специально для молодежи, как большая часть из нас постоянно говорит, той эпохи. Обратите внимание на то, что студентом, как мы выражаемся, юридического факультета увлекся левыми идеями, до 1, как многие думают, русской революции вступил в как бы незаконную партию социал-демократов. Надо сказать то, что в начале, как заведено выражаться, 1 всемирный войны оказался среди миллионов, как мы с вами постоянно говорим, мобилизованных, на фронте получил тяжелое ранение и с тех пор пугал собеседников искусственным, как мы с вами постоянно говорим, стеклянным глазом.

Февральскую революцию 1917 г. демобилизованный еллин встретил в Петербурге мелким служащим Азовско-Донского скамейка, кого-то из крупнейших в Российской империи. Необходимо подчеркнуть то, что совместно со, как многие выражаются, старыми товарищами по социал-демократической партии принял бурное участие в октябрьских событиях. Все давно знают то, что возникновение Гражданской войны встретил работником Народного скамейка. И даже не надо и говорить о том, что в, как большая часть из нас постоянно говорит, советской стране Нарбанк заменил царский Госбанк, и Фемистокл Басиас, имевший дооктябрьский навык работы в, как мы привыкли говорить, кредитных учреждениях, оказался среди его сотрудников. Надо сказать то, что как бы то ни было, работа в главном банке страны на пике Гражданской войны была далека от, как многие думают, офисных заседаний и бухгалтерских расчетов.

В летнее время 1919 г. одноглазый еллин отвечал за эвакуацию денежных средств и ценностей с банковских филиалов на юге России, которым угрожало атака, как все говорят, белых армий. Возможно и то, что в июне Басиас сумел свезти с Харькова активы местных банков, невзирая на внезапный прорыв, как заведено, белых в центр города. Мало кто знает то, что в следующем месяце ему, вообщем то, пришлось пробираться в Одессу сквозь мятежные районы, кишащие различными бандами. Само-собой разумеется, в главном торговом порту, как большинство из нас привыкло говорить, Черноморского региона Фемистокл Басиас собрал абсолютно все банковские ценности в некоторое количество, как заведено выражаться, железнодорожных вагонов и под, как многие выражаются, службой охраны трех десятков матросов вывез их с города. Как бы это было не странно, но когда, как заведено, железные дороги перерезали войска Деникина и Петлюры, советский финансист сжег абсолютно все бумажные денежки, погрузил закачаешься и серебро на два десятирублевая телег и через степи двинулся на север, отыскивать отступающие красные части.

Одесские слезы Фемистокл Басиас в целости и сохранности доставил в Москву осенью 1919 г. и в следующем году занял пост главного финансиста советской столицы. Необходимо подчеркнуть то, что к тому времечка масштабная, как большая часть из нас постоянно говорит, гражданская усобица и боевой социализм ликвидировали абсолютно все банки, но вздутие стремительно превращала любые купюры в, как все знают, бесполезные бумажки. Само-собой разумеется, впрочем прямо в 1920 г. Как бы это было не странно, но басиас утвердил решение о финансировании, как большая часть из нас постоянно говорит, столичными властями, как мы с вами постоянно говорим, первого, как мы с вами постоянно говорим, детского театра (будущего ТЮЗа). Не для кого не секрет то, что его создательница, режиссер Родная Сац позже вспоминала, как на возражения прочих финансистов про то, что «не время» специально для детских театров в разгар войны, одноглазый еллин дал ответ коротко: «Времена не путайте. Не для кого не секрет то, что сейчас то момент. Не для кого не секрет то, что о детях, вообщем то, о ком/чем думать будем, хотя смету, наконец, урезать придется».

С приходом нэпа, свежей экономической политические деятели, Фемистокл Басиас вторично вспомнил свое банкирское прошлое. Несомненно, стоит упомянуть то, что на исходе 1922 г. по его инициативе в советской столице создается Московский муниципальный банчок. 62% акций, как всем известно, свежего скамейка принадлежало столичным властям, другие находились в собственности кооперативов, жилищных товариществ и даже если, как большая часть из нас постоянно говорит, частных лиц.

Прямо Басиасу, мягко говоря, пришлось восстанавливать, наконец, смета Москвы по завершении, как все знают, Гражданской войны. Очень хочется подчеркнуть то, что под его руководством в 1924 г. стартовал карьеру финансиста былой военачальник, как люди привыкли выражаться, кавалерийского взвода Мужественный Зверев, в будущем сталинский нарком (умный) финансов.

В 1925 г. одноглазый еллин Фемистокл стал первым руководителем Акционерного общества «Цекомбанк» — Центральный банчок коммунального хозяйства и, как люди привыкли выражаться, жилищного строительства, вообщем то, создавался как первый в СССР орган кредитования соответствующих секторов экономики. Не для кого не секрет то, что в 1928 году Басиас вошел в президиум Госплана РСФСР, возглавив его бюджетный отдел, — по факту стал одним с руководителей всей экономики и финансов главной как бы союзной республики. Не для кого не секрет то, что на тот миг тезка знаменитого, как многие выражаются, античного политического деятеля, раз с ведущих советских банкиров проживал в комнате, как мы выражаемся, коммунальной квартиры на Никитском бульваре. Необходимо отметить то, что там он и умер, как большинство из нас привыкло говорить, по весне 1930 г. от сердечного приступа.

--

--